Вот нашел, вставляю сюда, чтоб самому начитаться, и не потерять.По большому счету, это не инструкция, а море информации для размышления.
авторство (с) dobriy_doktor с Гохи
Общеизвестный факт, что у шамана самые плохие сеты, самая низкая эффективность отношений спирит/мана и мана/хилл и полное отсутсвие ХоТов. Это знает не только каждый, кто играет рестор шаманом, но и практически любой другой рейдер. Это же позволяет большинству рестор шаманов спрятать голову в песок и, под песни "моя хата с краю, я ничего не знаю", "сами мы не месные, отстали от поезда" и тд, заниматься в рейдах только тем, что держать на танке щит земли, запускать чайн хиллом в рейдера с половиной хп (очень удобно запускать в варлоков в середине боя с боссом, когда они тапаются - там такие цифры от чайника вылетают - не то что первое место в хилметре занять, поперхнуться можно), и периодически хилить какого-то бедолагу, толи сорвавшего агро толи еще чего, связкой НС+ хилл вейв.
Таким образом, благодаря самонаведению чайн хилла, можно, с одной стороны выполнить некий объем хилла, с другой стороны сохранить достаточное количество маны, чтобы, при нужде, поспамить несколько хиллвейв на МТ. А если танк упадет, то на все замечания и вопросы всегда можно отвечать, как лошадка из анекдота про ипподром:"- Ну не смогла я. НЕ СМОГЛА!" Самое удивительное, что такой ответ шамана является приемлемым. И более продуманного хилла от тебя, как от шамана, никто не ждет. С одной стороны это приятно - безответсвенность позволяет играть в раслабленной манере спамя пару кнопок, с другой стороны это далеко не потолок для шамана как хиллера.
Но давай по порядку.
1. Во первых, почему ты хилишь ЛХВ?
Ты хиллишь ЛХВ, потому что сталкиваешься с присутсвием других хиллеров в рейде. Притом хиллеров, которые не только обладают лучшим соотношением спирит/мана и мана/хилл, но и хилят ХоТами, т.е. инстант кастами. Речь конечно идет о друиде и/или присте. Директ хиллы, которыми хиллит шаман, тактически уступают ХоТам. Если хп упало на 4к очень велика вероятность, что не только ты будешь заниматься этим чаром. Во первых сам игрок что-нибудь сделает - например, забандажится или поюзает камень. Во вторых, другие хиллеры по вышеописанной причине - с шамана "взятки гладки" - начинают спасать рейд от вайпа и кидают на чара некий лоуранковый хот или тот же паладин флешкой отхилит тыщи так полторы, почти полностью востановив здоровье чара. И случится это за первую секунду после того как чар получил эти условные 4к урона. И все это время твой шаман будет кастовать, кастовать, кастовать, кастовать, а потом еще целых 2 секунды кастовать хил вейв. Кастует хилл вейв шаман так долго, что у тебя всегда остается время прервать хилл, сохранив ману. Поэтому, если следовать "золотому" (хотя скорее говеному) правилу ресто шаманов: хилл вейв более эфективна чем ЛХВ и хилить надо именно хилл вейв, получится что ты либо прыгаешь с полной маной, либо уходишь в оверхилл. Хотя, как ты понимаешь, одно другому не мешает.
Первая реация - переход на короткие хиллы. Таким образом шаман успевает скастовать хилл до того как чара обвешают ренью и намного реже уходит в оверхилл, но при этом очень быстро сливает всю ману, так как использует свой самый мананеэффективный хилл чтобы "соревноваться" ( соревноваться не для того, чтобы кому-то что-то доказать, а чтобы не умереть от скуки в результате многочасового прыганья по рейду) самыми дешевыми по мане хиллами. Это совершенно не правильно. Если у тебя большая часть эффективного хилла идет с ЛХВ, тебе стоит пересмотреть свои установки на игру ресто шаманом. Есть и другие тактики хилла.
2.«Изменение отношения к проблеме меняет проблему».
Для рестор шамана в современном БК не существует проблемы повышения мана регена, так как этот самый «повышенный» мана реген (в шаманском варианте) очень хорош, но практического значения не имеет.
Проведем простой теоретический эксперимент (с цифрами, приближенными к реальным) – некий ресто шаман имеет 10.260 манны и 69 маны за 5 секунд. И вот возникла острая нужда спамить хилл вейв максимального ранка на танка, например, во время второй фазы боя с принцем в Каре, при этом по несчастливой случайности один из хиллеров умер, а вайпаться очень не хочется. Наш шаман имеет все положенные таланты в рестор ветке со всеми требующимися понижениями стоимости хилла. Итак, сколько же продержится рестор шаман без бутылок, мана тайда и проч.? Вот наш шаман мужественно начинает хилить танка - один хилл вейв, второй, третий и так до окончания маны. Примем, что хилит он хоть и без пауз больше 5 секунд, но, тем не менее, спички в клавиши тоже не вставляет, так как танк доджит, парирует, использует шелд валл - танчит в общем. Поэтому слив всей маны у нашего шамана занял секунд так 50 и скастовал он за это время 15 хилл вейв 12 ранка при стоимости последней в 684 маны. Вернемся к вопросу мана регена – сколько же маны восстановилось за это время у шамана? 69*50/5 составит +690 маны за время 50 секундного слива всей маны или еще + один хилл вейв.
Вопрос №1 Насколько надо увеличить мана реген шаману, чтобы после окончания каста этого 16го хилла он мог скастовать еще один, 17й, хилл? Еще на 69 маны за 5 секунд. А чтобы он скастовал 18й хилл? Правильно, еще на 69 маны. Конечно, от хилла к хиллу стоимость будет падать на надцать маны, но принцип останется прежним.
Вопрос №2 Если рестор шаман,
1. Имея обновленный мана спринг тотем, который вместо 50 маны за 5 сек, после 2.3 дает (случайно ли?) 62.5 маны за 5 сек, по сути, еще + 1 хилл за минуту,
2. Имея рейдовые баффы - паладинскую печать+мана оил - еще + 1 хилл,
3. Имея новый ватер щит, который восстанавливает 600 маны за 60 секунд или 50 маны за 5 секунд, что можно рассматривать как основу для еще + 1 хилла,
4. И главное, имея при этом базовый реген, дающий настолько больше чем + 1 хилл за время энергичного слива всей маны (т.е. за минуту), что бы хватило перекрыть недостачу до 69 маны за 5 секунд первым 2м пунктам, что составит еще + 10-15 маны за 5 секунд, т.е. имеющий порядка 85 мана регена за 5 секунд,
так вот если такой шаман решит поднять мана реген на 69 маны за 5 сек, насколько он увеличит эффективность регена? Правильно на 20% или один хилл в минуту. До 2.3 требовалось своего 100 и следующие 70 регена давали 25%. Т.е. госу рестор шаман с 160 мана регена за 5 секунд регенит ману всего лишь на 20% эффективнее, чем шаман с в 2 раза меньшим регеном.
Очень важно понимать, что это 20% без учета мана тайда, шадов приста и бутылок по кд. Еще раз - практическая эффективность наращивания мана регена до величин 150+ невелика, а выше очень затруднена (для шамана). Поэтому, наращивать мана реген не мешает, но:
1. Возможности наращивания мана регена в существующих границах незначительны с точки зрения критических ситуаций;
2. Это технически затруднено в условиях использования мейла;
3. Желательно увеличивать мана реген на величины кратные 70 маны за 5 сек
4. Это сопровождается значительными потерями со стороны других важных характеристик, в первую очередь бонуса к хиллу;
Очевидность вышесказанного лучшим образом подтверждается изменениями в патче 2.3 - шаману практически подарили реген в размере 63 маны за 5 секунд.
Хотя тут же отметим, что мана реген в размере 300-350 маны за 5 секунд (пристовско/друидовский мана реген) при бонусе к хиллу хотя бы в 1.500 был бы очень уместен. Приятно, что в 2.3 мана реген был бафнут и хватит о нем.
3. «Чем заняться мертвецу в Денвере?» (с)
Как очевидно из вышесказанного, наращивание (особенно постепенное по 10-20) мана регена никоим образом не изменит позицию шамана в рейде – при использовании коротких хиллов мана будет сливаться достаточно быстро, хилл вейв все так же будет уходить в овер хилл. И все равно мерзкие паладины будут стоять с полной манной к моменту, когда мана у шамана опустится на абсолютный ноль. Все это выглядит просто ужасно.
Однако шаман уникальный чар, в том числе уникальный хиллер, обладающий практически безграничными возможностями для хилла, превосходящими все существующее в мире ВоВ. Шаман обладает 3мя принципиально разными способами лечения:
- директ хиллы (ЛХВ, ХВ, чейн хилл)
- щит земли
- хиллинг тотем.
На каждом из пунктов стоит остановиться поподробнее.
3 шаманских директ хилла, каждый со своей историей, каждый по своему интересен. Но все 3 обладают единым недостатком – они архи слабы при отсутствии соответствующего усиления талантами и огромного бонуса к хиллу.
Если сравнить самый сильный шаманский хилл - Healing Wave без усиления талантами и Heavy Netherweave Bandage , то сравнение будет не в пользу шамана. С другой стороны, 20+ тысяч жизни у война танка или 25+ тысяч у танка друида, по 2.5к не восстановишь. Поэтому, первым и основным статом для рестор шамана является бонус к хиллу. Чем выше бонус, тем шаман лучший хиллер. Например, мой шаман периодически хилит танка той же хилл вейв на 6к+ хп НЕкритом и на 9к+ критом. Это, а не мана реген, позволяет удерживать танка соло (в 25 ппл рейде тоже) дольше выше обозначенных 50 секунд. Хилинг вейв интересна не только тем, что ей можно похилить на 12к варлока. Первый ранк хилинг вейв, который при достаточном мана регене «бесплатный» и кастуется всего одну секунду, вот этот самый первый ранк позволяет
- с одной стороны поддерживать на танке постоянный «бесплатный» бафф, усиливающий хилл вейв на 18%
- с другой стороны позволяет поддерживать на танке постоянный «бесплатный» бафф, дающий +25% бонуса брони от вещей, последнее может быть использовано, например, при пулле мисдиректом, когда вероятность того, что шаманский критовый хилл на 150 хп сорвет агро с танка, исключена, а лишние 25% брони как раз лишними не бывают.
Раньше, при соответствующем бонусе к хиллу. этот перворанковый «бесплатный» хилл вейв хиллил на 400-700 хп за секунду, или на 1-2к за 2.5 секунды и при этом у шамана регенилась слитая ранее мана! К сожалению, патч назад это пофиксили.
Лессер хилл вейв многими неаккуратными авторами относится к «типа пвп» спеллам. Это не так. ЛХВ имеет свою область приложения в рейдах. В первую очередь при критическом падении уровня жизни у кого-то в рейде. При этом не ставится цель отхилить чара на полное хп – в любом лучае скорее всего среагируют несколько хиллеров, но предотвратить неминуемую гибель чара и как результат – возможный вайп рейда. За полторы секунды пока кастуется ЛХВ можно оценить опасность положения и принимать дальнейшее решение о тактике лечения. Иногда ЛХВ кастуется, когда весь ваш опыт как хиллера подсказывает, что в течение следующих 2-3х секунд чар умрет. Одна две скастованых ЛХВ позволят другим хиллерам скастовать длинные хиллы и поднять чара с опасного уровня. ЛХВ получает не полный бонус к хиллу, урезанный еще сильнее чем у хилл вейв. Поэтому + к хиллу должно быть по настоящему много.
Чейн хилл – выдающаяся вещь, один ил лучших хилл спеллов в игре. Заслужено популярный, заслуженно хвалимый, замечательная вещь. Однако техника в руках дикаря – груда металлолома и нерациональное, чрезмерное использование ЧХ приводит к не самым приятным последствиям. Не хочу спорить об этом, всего одна идея для осмысления «Если бы шаманы, занявшие первые места в хилл метре с помощью ЧХ, действительно были так уж полезны, рейды никогда бы не вайпались от недостатка хилла.»
Какие ограничения имеет ЧХ, какие проблемы с этим связаны?
Первое ограничение – неуправляемость. Т.е. как бы нам не хотелось чтобы ЧХ похилила Васю, Петю и Жору, вполне может быть, что с Васи ЧХ перепрыгнет на Семена, который как раз в этот момент почти забинтовался. А Петя и Жора все еще нуждаются в хилле и, возможно, получили дополнительный урон
Второе ограничение связано с первым - Чейн хилл не зависимо от нашего желания будет хиллить чаров, которые находятся под действием пристовско/друидовских ХоТов. Таким образом, возникает 2х кратный расход маны на хилл одного чара, в то время как друид или прист, хилящий этого чара, по сути просто сольет ману.
Третье ограничение, связанное с неуправляемостью – мы не можем оставить рейд только на шамана - любителя чейн хилла. Неуправляемый ЧХ регулярно оказывается мана неэффективным и при долгих боях шаман полностью сливается, а значит надо кто-то, кто будет отхиливать рейд, потому что если шаман скажет «ну не смогла я! Не смогла!», точнее – ООМ, то вроде с него и спросу никакого и рейд вайпнулся.
Возникает сложная ситуация – с одной стороны шаман с одного чайника может отхилить много хп нескольким чарам, особенно в случае если дело (в смысле тело) не горит. С другой стороны, его необходимо страховать, на случай ухода в ООМ или неуправляемого хилла. С третьей стороны чар, который страх_ует шамана, стабильно сливает ману в никуда.
Что с этим делать? Достаточно не гнаться за хилл метром, а заботиться о благе рейда. Поэтому - НЕ ВОСТАНАВЛИВАТЬ ЧАРАМ ПОЛНОЕ ХП С ПОМОЩЬЮ ЧЕЙН ХИЛЛА. Если в результате некритового чейн хилла у второго - третьего чара восстановилось полное хп – это был неоправданный хилл или была неправильно выбрана цель для хилла и т.д. Мне претит ситуация, когда в 25 ппл рейдах 2 рестор шамана начинают на перегонки захиливать мили группу – это крайняя тупость и делать такого не стоит.
Поэтому директ хилы в рейде должны использоваться все, должны использоваться разные ранки хиллов, и в каждом отдельном случае необходимо четко понимать, зачем кастуется тот или иной хилл – задача сохранить жизнь рейда в целом и подшефного танка в частности, а не вайпнуться, но занять первое место в хилл метре.
Мое мнение по этому поводу таково – любой хиллер. в том числе ресто шаман, поднимающийся на первую строчку хилл метра, не зависимо от того, как он это делает, в дальнейшем, как лучший хиллер, в первую очередь несет ответственность за вайп рейда в связи с недостатком хилла.
Помимо директ хиллов шаман обладает так же несколькими уникальными способностями по восстановлению жизни. В первую очередь щитом земли.
Щит земли один из лучших баффов возможных в игре. Щит земли это не только способ заставить комбат сворд рогу разбить головой свой монитор от бессильной злости после попыток убить шамана.
На танке щит земли, в отличие от пристовского щита, не мешает набору ярости и, в отличие от паладиновского яйца, только увеличивает генерируемое агро, так как хилл со щита считается для танка, а не для шамана.
До патча 2.3 существовала значительная проблема при 2х и более ресто шаманах в 25 ппл рейдах. Правильные шаманы с заточкой под высокие цифры хилла баффали танка правильными щитами, которые отхиливали по 15к за 36 секунд. Но скажем так «другие» шаманы, с заточкой под все что угодно - статы, мана реген, крит и проч., по этому поводу комплектовали (оно и понятно – щит земли основной шаманский бафф для танка – кто его на МТ одевает тот и главный шаман) и перекидывали на танка свои щиты в половину более слабые. Более того, возникала проблема – слабый щит замещал сильный, а сильный слабый нет. И это серьезная проблема, связанная чисто с человеческим фактором – «другой» шаман говорит себе: «я считаю, что я более грамотный шаман я сделал правильные энчанты на мана реген и вставил такие же правильные камни, а этот …. напихал в вещи по 18 к хиллу и теперь он бафает танка и именно ему всегда гарантировано место в рейдах, а не мне. Непорядок.»
К счастью, в патче 2.3 эта глупость ушла в прошлое и теперь более слабый щит не может быть надет на чара, если на последнем висит более сильный щит. Кроме того, более сильный щит всегда снимает более слабый щит. И можно с уверенностью сказать, у кого больший бонус к хиллу, тот и главный шаман. Любители камней на мана реген и ухода в ООМ на чайн хилле идут лесом.
Какой же бонус к хиллу здесь нужен? Не просто наибольший, а максимально достижимый. К счастью щит земли хилит от того бонуса, с которым он был создан. Поэтому обязательно использование 2х тринкетов на бонус к хиллу и к хилл+спел дмг, тотема, расовых абилок, обязателен максимальный бафф на плюс хилл – еда, хилинг эликсиры или соответствующие фласки и так далее. Щит земли всегда должен висеть на танке, особенно это важно под конец затяжных, много ступенчатых боев, когда мана закончилась и бутылки выпились и мана тайд поставился и почти (именно почти) все, что остается это периодически покастовывать 1 ранк хилл вейв, ожидая кулдаун бутылки или реген маны от мана спринга, в этот момент очень важно помнить о необходимости переподнятия щита на танке, притом не только сохранять для этого достаточно маны, но еще и подгадать кулдауны тринкетов, что бы танк в положенный срок получил полноценный щит, разгружающий пристов, хилящих танка.
Щит земли это способ уверено сказать, что у кого больший бонус к хиллу, тот и главный шаман. Любители камней на спел крит, мана реген и ухода в ООМ на чайн хилле идут лесом.
«Играют торжественные фанфары и на манеже появляется участник процессии, не последний, но замыкающий, абсолютный чемпион, который должен идти в конце, что бы публика, не сводящая с него глаз, могла увидеть и других участников выступления…».
Сильнейший хилл в игре, лучший хилл из тех, что доступны шаману, абсолютный лидер по отношению мана/хилл, уникальный тотем, являющийся по сути групповым ХоТом, но имеющий особые свойства «барабанная дробь» - Встречайте - Healing Stream Totem 6го ранка.
Я могу в захлеб рассказывать, какая это прекрасная вещь, но к чему эти хвалебные речи? Лучше пару фактов и пару историй.
Факт №1 Самый важный.
Хилинг стрим тотем получает бонус от + хилла. Маленький бонус. Всего 6%. Ключевой вопрос - сколько эти 6% дают на выходе? Допустим щит земли получает бонус около 1/3 от + хилла, но так как у него 10 зарядов то суммарный эффект составляет +3 единицы отхиленного урона на каждую единицу бонуса к хиллу. А хилинг стрим? А хилинг стрим обладает эффективностью – 0.06*60*5=18. До 18 единиц отхиленного урона на каждую единицу бонуса к хиллу. Т.е. при 1к к хиллу хилинг стрим может отхилить до 18+к за 2 минуты. При 2к к хиллу – до 36+к. При 3к к хиллу до 54+к за 2 минуты. При стоимости 100 маны.
Попробуйте. НЕТ, Я НАСТАИВАЮ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОПРОБУЙТЕ произнести это вслух (для трусливых можно шепотом): - мой шаман поставил тотем за 100 маны и отхилил 54 тысячи урона.
Факт №2 Сравнительный.
Если вы имеете 1300 к хиллу ваш хилинг стрим тотем будет хилить на 100+ хилла за 2 секунды. Если ваш хиллинг стрим будет хилить по 150 хилла за 2 секунды, он будет выгоднее, чем 5 хеви нейзервейв бандажей, юзаемых по кулдауну. Если ваш хилинг стрим будет хилить на 200 хилла за 2 секунды он будет эквивалентен мажевейв бандажу, который перманентно наманывается на каждого вашего сопартийца в пределах действия тотема.
Факт №3 Определяющий тактику.
Хилинг стрим тотем – это ХоТ. Обычно ХоТы в случае полного хп прекращают свое действие. Аналогично и хилинг стрим тотем - может отхилить 54 тысячи, а может и не отхилить, если хп полное. Хорошо хоть это не будет оверхилл на 54к за 100 маны.
История №1 про Каражан.
Случилось у нас в гильдии недавно горе – после начала вайпов на очередном боссе в ССК часть рейда решила, что они устали от вайпов в ССК и хотят вайпаться в местах поприличнее (сезонное обострение – одна из гильдий на сервере убила принца Каэля, прошла в Хиджал и кто-то слышал, что вроде у них может быть открыт набор по каким-то классам) и покинула гильдию. Благо такое случается не первый раз, поэтому мы имеем дочернюю гильдию и подрастающее поколение, но это подрастающее поколение надо одеть хотя бы в кое-какие вещи из Кары. По поводу чего мой шаман был отряжен в Кару для хилла рейда на половину из товарищей в эпиках – оба танка, варлок, маг и мой шаман. наполовину из сине-зелено-фиолетовых товарищей, двое из которых были в Каре первый раз. Рейд был кратенький – Лошадь, Мороес, Майден, Опера (Кроне), Куратор. Лошадь и Майден упоминания не заслуживают. Остальных 3 босса были очень интересны именно с точки зрения использования хилинг стрим тотема при 2.8к к хиллу. Убили мы Мороеса с первого раза, хотя по времени это заняло больше чем 7 минут и поэтому. через какое-то время все игроки получили гаррот, наносящий по 1к урона за 2 секунды, и тут же стоял тотем который за эти 2 секунды отхиливал 180 хп, таким образом почти на 20% уменьшая урон от этой абилки. Это позволило мне значительно сократить количество чейн хиллов. которые я кидал только в того рейдера, у которого хп опускалось ниже половины. Правда, под конец пришлось пожертвовать одним нубом, чтобы переподнять щит на танке. Хилинг стрим я втыкал пот тринкетами сразу после того переподнимания щита, на которое приходились кд тринкетов. Опера Кроне – по несчасливой случайности мы потеряли нашего эпик одетого мага еще в самом начале боя, что затянуло эвент. Всю первую часть я держал воткнутым мана спринг тотем. Оба 2 других хиллера (пал и прист) никогда раньше не были на этом эвенте в Опере поэтому, когда упала четверка, они, вместо того чтобы тут же сесть пить воду, побежали искать лут. В конечном итоге на Кроне мана из хиллеров была только у меня. Щит на танка, через 1-2 хилл вейв танка, чайн хилл в танка, и хиллинг стрим тотем для группы. Несмотря на лайтинг и полеты никто не умер. Паладин бегал, стучал молотком с Майдена по Кроне. Куратор проходил настолько экзотически при 2х чарах, которые его в первый раз видели, что вспоминать даже не хочется. Но, несмотря на замены в рейде, серию дуратских вайпов, тем не менее, они получили по паре перчаток, которые так хотели. Хиллинг стрим как и в случае с Кроне, значительно снизил потребность в хилле группы кастеров.
История №2 Про Груула.
На одном из рейдов поставили меня на Грууле в партию с 3мя варлоками и шадов пристом. так как Груул наносит только физический урон, то помимо своего армора на варлоках висел бафф «аплифай маджик». Ну и, конечно, весь комбат под ногами у них стоял хиллинг сприм тотем, который переустанавливался каждые 2 минуты по кд тринкетов. Этот тотем хиллил их на 210+ хилла з 2 секунды. Они тапались, дринили, ШП их хиллил и тотем их хилил (кстати, тотем после 200 хилла за 2 секунды начинает хилить лучше, чем шп). Я их не хилил, своего шамана я тоже не хилил, я хиллил только танка и при этом оверхилил страшно. Но по результатам хилл метра мой шаман обогнал ближайшего за мной хиллера тысяч на 60-70. Я точных цифр не помню, врать не буду, может там было всего 55к разницы, я не спорю. Но после этого случая я твердо решил добиться, что бы мой хилинг стрим хиллил на 200 за 2 сек не только варлоков и без АМ.